Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Наше московское кино

Быть не отцом, но батей

СЕРИАЛ

О генерале Василии Маргелове, Герое Советского Союза, многолетнем командующем воздушно-десантными войсками, знают и военные и гражданские, ему установлены памятники в городах России, Белоруссии, Украины, о нём написаны книги и… уже снято кино – восьмисерийный телефильм «Батя». Картина стала своего рода подарком к столетию со дня рождения генерала, оно отмечалось 27 декабря 2008 года. Пока сериал посмотрели в нескольких воинских частях ВДВ и в Государственной Думе РФ.

Появлению «Бати» способствовало некогда полученное продюсером картины впечатление от фильма «Офицеры». Юрий Обухов долго проработал на Киностудии имени Горького и имел счастье лично видеть, как создавался фильм «Офицеры», в котором точно и впечатляюще рассказано о военных, воинском долге, воспитании мужских качеств и преемственности поколений.

– К нам на студию частенько приходили режиссёры с предложениями снять ремейк «Офицеров», – говорит Обухов. – Но один из авторов сценария фильма – Борис Васильев, оценивая идеи ремейков, был против, так как показывать настоящих офицеров вне экстремальных военных действий и необходимости защищать Родину сложно, а современные войны слишком неоднозначны.

Однако Обухов не оставлял надежд, что появится-таки достойный сценарий, и наконец получил «Батю», которого и представил на объявленный правительством Москвы конкурс сценариев военно-патриотических фильмов. «Батя» победил. Родственники Василия Филипповича восприняли весть о художественном переосмыслении судьбы генерала настороженно – велик риск исказить, неправильно понять личность и поступки. Тем более в случае с Маргеловым, у которого были очень сложные отношения с руководством Вооружённых сил. Его  даже отстранили от командования войсками – с этого эпизода начинается картина, которая ведёт зрителя по жизни генерала с момента окончания им военного училища через советско-финляндскую и Великую Отечественную войны до современности.

– Наш фильм основан на биографии генерала Маргелова, но это не документальная калька. Главный герой у нас даже не Маргелов, а Меркулов, – объясняет продюсер. – Мы старались балансировать на той грани, где реальная история делает картину достоверной, а художественное переосмысление – увлекательной. Самые суровые наши критики – сыновья Василия Маргелова, – посмотрев фильм, признались, что это получилось.

За исторической составляющей картины лично следил сын Василия Маргелова, Герой России, ветеран ВДВ полковник Александр Маргелов. Он корректировал сценарий, бывал на съёмках, консультируя, как был одет его отец, как носил знаки отличия, какие манеры и жесты были ему присущи. Для погружения актёров в реальную атмосферу быта генерала съёмочной группе был предоставлен ряд вещей, реквизит, мебель, ордена, портсигар из мемориальной квартиры Василия Маргелова.

На роль генерала претендовали несколько кандидатов. Актёров смотрели в военной одежде, в десантном тельнике, и, увидев Михаила Ивановича Жигалова, все сошлись во мнении, что он тот, кто нужен, – с харизмой, внутренней силой и хитрецой в глазах. Семья Маргеловых, увидев пробы Жигалова, выбор продюсеров одобрила.

Поскольку характер офицера закаляется не только в окопах и на полигонах, но и в семье, супруга генерала в исполнении Валентины Титовой становится в картине оплотом семейного благополучия, гармонии и взаимопонимания.

Съёмки фильма проходили в Туле, Костроме, где строились декорации для съёмок эпизодов советско-финляндской войны и блокады Ленинграда. В этом очень помогли военные – командование и рядовые солдаты местных частей ВДВ, стоило только упомянуть имя Маргелова.

– Когда снимали 1939 год, события финской войны, зима подходила к концу, и снега почти не осталось, в лесу проталины и солнце припекает, – вспоминает режиссёр картины Олег Штром. – А особенность финской войны заключалась именно в жутких морозах! Только благодаря десантникам, которые в прямом смысле слова носили снег на территорию съёмок, нам удалось снять достоверную картинку.

Неординарная личность генерала Маргелова раскрывается через его поступки. К примеру, генерал приходит в казарму вечером – солдаты спят, часовые дремлют, а в каптёрке – шум. Открывает дверь, а там сидят старослужащие, выпивают – у одного из солдат день рождения. Хороший повод – генералу наливают в алюминиевую кружку сто грамм, он выпивает и говорит имениннику: «Поздравляю тебя, будь настоящим солдатом, и… всем по три наряда вне очереди».

Одним из самых интригующих эпизодов становится первый прыжок с парашютом у новичков, во время которого один солдат не решается прыгать, боится. В этом случае наказание постигает всех, оказавшихся рядом с нерешительным бойцом. Тогда генерал говорит: «Мы сейчас будем вместе с тобой прыгать», и, невзирая на запрет прыжков без соответствующего дозволения министра обороны, прыгает вместе с рядовым.

– Возможно, это прозвучит пафосно, но мы хотели сделать хорошую патриотическую картину, – говорит Юрий Обухов. – Этим фильмом стремимся показать, что в армии были и есть люди, которые думали и думают не только о себе, даже когда занимают высокие посты. Может быть, после просмотра картины у какого-нибудь офицера или командующего вырастет чувство ответственности и уважения по отношению к подчинённым – тогда мы сочтём задачу, поставленную перед фильмом «Батя», выполненной.

 Статья опубликована :
№42 (6246) (2009-10-14)

http://www.lgz.ru/article/10501/

 

 

Наше московское кино

Носить ли папаху летом?

ДОКУМЕНТАЛЬНО

Какие только абсолютно абсурдные нелепицы не выявляются в ходе социологических опросов молодёжи, проводимых в канун Дня Победы! То в Великой Отечественной воевали одни американцы с фашистской Германией, то Гитлер с русскими объединился против Америки, а то и вовсе смекалка фельдмаршала Кутузова помогла русскому народу разбить всех во Второй мировой войне.

Не лучше и со знанием имён и дел полководцев. Сами попробуйте поспрашивать молодых, кого они знают. И увидите, что вспомнят три-четыре имени. Ну… Жуков, Рокоссовский, Малиновский, Конев… А ведь история впитала в себя потрясающие боевые повести о десятках выдающихся военачальников. Некоторые из этих повестей взялись донести до широкой общественности авторы цикла документальных фильмов «Полководцы Великой Победы».

– Идея серии фильмов о полководцах возникла в 2004 году, когда накануне 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне правительство Москвы объявило конкурс на тематический документальный фильм, – рассказывает Сергей Ховенко, генеральный директор киностудии «СМ-Фильм». – Толчком к созданию цикла послужила старая чёрно-белая фотография «Маршалы». Глядя на неё, невольно задумываешься, что узнаёшь буквально двух-трёх человек, и становится стыдно. Вот мы и взялись напомнить молодым современникам о героях Великой Отечественной, чьи имена незаслуженно забыты.

Документальный цикл «Полко-водцы Великой Победы» состоит из трёх частей. В каждой по четыре фильма хронометражем 26 минут. В первую часть цикла, которая была показана на канале ТВ Центр в 2005 году, вошли фильмы о Николае Кузнецове, Фёдоре Толбухине, Иване Баграмяне и Кирилле Мерецкове. Сейчас завершается монтажно-тонировочный период второй части, в которую вошли фильмы о других значительных фигурах – Леониде Говорове, Андрее Ерёменко, Николае Ватутине и Родионе Малиновском. В основе каждой истории документального цикла – личность в условиях военного времени, ключевые события и поступки, объясняют которые в том числе и флешбеки-вставки из биографии героя.

– Да, молодёжь не так-то просто завлечь неигровым кино, – говорит продюсер Наиль Мансуров. – Документальная картина у многих прочно ассоциируется с чёрно-белым видеорядом, нудным, официозным повествованием. Однако современные технологии позволяют здорово разбавить подобную статичность: реконструкция событий с участием актёров, спецэффекты и компьютерная графика, оригинальный видеоряд и музыкальное сопровождение. Ну и, несомненно, интересные факты. К примеру, вы знаете, что Малиновский обладал тонким чувством юмора? Однажды некий полковник пожаловался ему: «Родион Яковлевич, вот зимняя форма у нас отличается от формы других старших офицеров – у нас, у полковников, есть папаха. А летом – никаких отличий!» На что Малиновский ответил: «Ну что ж… носите папаху летом!»

Связующим звеном между прошлым и современностью в каждом фильме выступает ведущий – актёр Сергей Варчук. На должность ведущего был объявлен кастинг, и именно Сергей, у которого был опыт подобной работы, смог искусно балансировать на грани времён, увлекая зрителя в лабиринты истории. Где-то он с хитрым прищуром изображает Сталина, а через мгновение он – комбриг, представший перед Верховным главнокомандующим, а вот он же – наш современник в местах боевой славы. Земля, по которой ходит ведущий, рассказывая о героях Победы, буквально дышит историей и помнит вой и стоны войны.

Историческую линию фильмов вёл военный историк Вадим Щукин, который стал и соавтором цикла. Достовернее донести события помогали консультанты из Министерства обороны, родственники полководцев и материалы из Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске.

– У нас не было задачи выдвинуть новую версию исторических событий. Мы рассказываем так, как было на самом деле, по свидетельствам людей и документов, – объясняет Наиль Мансуров. – Можно по-разному относиться к тому или иному событию, человеку, но в основе нашего видения – реальные поступки реальных людей. Мы их не оцениваем, не интерпретируем. Мы о них напоминаем, свидетельствуем, но без червоточинки, знаете, без тёмненьких намёков, хотя в каждой серии есть о чём задуматься.

Остаётся лишь добавить, что цикл выйдет на ТВ-экраны в канун 65-летия Победы.

Статья опубликована :
№39-40 (6244) (2009-09-30)
http://www.lgz.ru/article/10324/

 

Наше московское кино

История русского мецената

ПРЕМЬЕРА

3 и 4 октября в 11.45 на телеканале ТВ Центр – премьера четырёхсерийного художественного фильма «Савва» – о знаменитом русском промышленнике и меценате Савве Мамонтове, который сам считал главным своим талантом способность находить таланты.

Режиссёр картины – Евгений Герасимов, оператор – Евгений Карюк, сценарист – Александр Бородянский, продюсер – Ирина Мисанова.

В ролях: Евгений Герасимов, Лев Борисов, Борис Плотников, Татьяна Лютаева, Всеволод Шиловский, Борис Романов, Мария Максакова и другие.

Вряд ли в конце I века до нашей эры советник римского императора Августа Гай Цильний Меценат мог предположить, что его увлечение поэзией и живописью и помощь тогдашним служителям муз сделает его имя нарицательным. Как бы то ни было, традиция помогать одарённым людям ведётся с древнейших времён, правда, в наше время она, к сожалению, в значительной мере трансформировалась в продюсирование и спонсорство.

А ведь история русского меценатства знает массу имён состоятельных, предприимчивых и успешных в бизнесе людей, чьё увлечение искусством помогло состояться самородкам, талантам, даже гениям. Одно из этих имён – Савва Мамонтов, чьей судьбе посвящена новая кинокартина «Савва».

Идея фильма о нём долгое время преследовала драматурга Александра Бородянского. Написав сценарий, он предложил его для экранизации городу Москве, а также обратился как к эксперту к Евгению Герасимову. Надо сказать, что Бородянский, что называется, попал в настроение Герасимова, который, как и многие из нас, с растущим разочарованием наблюдал телевизионную какофонию из бандитских стрелялок, уголовщины и насилия сериального типа. Сценарий «Саввы», по сути, – реальная альтернатива (как выразился исполнитель роли Плевако Лев Борисов) «кровавому мылу» телеэкрана.

Говорят, когда Евгения Герасимова в 2001 году избрали депутатом Московской городской думы, он дал себе зарок не отвлекаться от государственной службы и действительно на несколько лет «выпал» из кино. Но во время второго депутатского срока, когда работа вошла в налаженную колею, он решил: если появится сценарий, по которому можно снять достойный фильм, – он за него возьмётся. С «Саввой» вышло всё словно по зароку: и сценарий был подходящий, и даже нашлись возможность и время снимать – в период думских каникул, с июня по сентябрь 2007 года.

Герасимов очень увлёкся картиной и материалом. По его признанию, роль Саввы – самая его любимая роль за последние годы. Поскольку финансирование проекта было ограничено довольно жёсткими рамками, после нескольких дней кастинга Герасимов подумал, а не сыграть ли ему самому Савву Ивановича?

Евгений Герасимов: «Это был эксперимент для меня самого, моя первая роль реальной исторической личности, с гримом, костюмами, определённым поведением и манерами купца конца XIX – начала XX века. Возможно, в данном случае за меня во многом сыграли гены: мой дед по маминой линии тоже был московским предпринимателем в начале прошлого века, совладельцем одной из первых компаний частного такси, а позже директором автозавода. Его предки были московскими купцами. Отец же был известным московским портным, то есть, по советским понятиям, также отчасти предпринимателем. Поэтому в роли Саввы мне пришлось обратиться к той части моей личности, которая досталась мне в наследство от предков, можно сказать, «разбудить» в себе предпринимателя. Те, кто видел фильм, говорят, что это перевоплощение мне вполне удалось. Судить зрителям».

На другие ведущие роли также прошёл кастинг среди актёров, которые были готовы сниматься в историческом костюмном кино, и при этом за довольно скромные гонорары. Поэтому в эпизодах мелькнёт то продюсер картины, то помощник режиссёра, то пара-тройка человек из съёмочной группы. Молодого Мамонтова играет сын Герасимова – Владимир, юрист по образованию, который как сын востребованного артиста отчасти вырос на съёмочной площадке. В роли Шаляпина выступил оперный певец Андрей Серов, который сам исполняет в фильме несколько отрывков из опер «Сусанин», «Мефистофель», «Кармен», «Лакме». Несколько несложных партий исполнил в картине и Евгений Герасимов.

Киноистория Саввы Мамон-това начинается с его ареста по подозрению в хищении средств акционеров Ярославской железной дороги. Мамонтова сажают в тюрьму, к нему приходит знаменитый адвокат Фёдор Плевако и говорит, что для эффективной защиты тот должен рассказать ему всю свою жизнь. Савва рассказывает о детстве в состоятельной купеческой семье, об Италии, куда поехал учиться технологии строительства железных дорог, а открыл в себе талант оперного певца и встретил будущую супругу Елизавету Сапожникову. И о многом другом. В том числе о том, как министр Сергей Витте подбивал его на то, чтобы взяться за восстановление балтийских судостроительного и паровозного заводов, дабы быть хозяином положения в сфере строительства железных дорог, что в итоге привело Мамонтова в тюрьму…

Богатая событийная палитра требовала соответствующих декораций – основная часть картины снималась на исторической натуре – в Подмосковье – в усадьбе Абрамцево, куда не так часто допускаются съёмочные группы, в Милане, где поначалу власти активно вмешивались в съёмочный процесс, но благодаря российскому консулу и личному обаянию Евгения Владимировича проблему удалось снять. В декорациях «Мосфильма» снимали сцены на улицах старой Москвы и в тюрьме, а в остальном – атмосфера и антураж эпохи в картине воссозданы с максимальной точностью.

До грядущей телепремьеры фильм «Савва» был уже трижды представлен зрителям: в Московской и Государственной Думах, а также на международном фестивале «Евразийский телефорум», где в 2008 году картина завоевала Гран-при. Но, несмотря на это, в преддверии большой телепремьеры, весь коллектив фильма «Савва» волнуется и надеется, что история жизни русского мецената найдёт отклик у современников.

Перед премьерой «Наше кино» обратилось к Евгению ГЕРАСИМОВУ с просьбой ответить на ряд вопросов.

Так родилось это интервью.

Каким вам видится основная задача фильма?

– Основная задача – создать фильм-биографию человека, которому хотелось бы подражать. Не иконный лик некоего безупречного гражданина, а именно человека со всеми свойственными ему страстями, ошибками, нелогичными поступками, но при этом, безусловно, честного, преданного своему делу и своему Отечеству, глубоко верующему и верящему в то, что он делает.

Что сегодня может подвигнуть человека стать именно меценатом, бескорыстным и увлечённым?

– Вопрос отчасти содержит в себе ответ. Главное – увлечённость. Увлечённость чем-то, что дорого и остаётся в душе. Савва Мамонтов в молодости окончил школу Ла Скала, но певцом не стал. И он использовал свой нерастраченный потенциал, огранив гений Шаляпина. В Италии он полюбил театр и живопись, и потом помогал артистам, художникам, пока имел для этого средства. И второй важнейший стимул для русского мецената – вера. Искренне верующий человек всегда помогает ближнему.

Просматривается ли на площадке в режиссёре Герасимове политик? Если да, то в чём это выражается?

– Надеюсь, что нет. Мой персонаж в отличие от своего тёзки – Морозова – был далёк от политики, он предпочитал заниматься своим делом. Отчасти и беды его связаны с тем, что он слабо разбирался в подводных политических течениях и слишком доверял представителям власти, полагая, что они априори должны делать то, что полезно государству. На поверку всё оказалось совсем не так.

Есть ли у Евгения Герасимова большая режиссёрская цель?

– Конечно есть, но говорить об этом пока рано.

Над чем работает думская комиссия по культуре во время кризиса? Какие проекты сейчас в работе?

– Над тем же, что и в предыдущие четыре года. Финансирование бюджета по статье «Культура» на нынешний год сохранено на 82 процента. Это вполне достаточно для того, чтобы работать с полной нагрузкой. Например, 23 сентября Дума приняла новый городской Закон «О библиотеках и библиотечном обслуживании», над которым Департамент культуры и мы работали с начала года. Уже сейчас библиотекари из других регионов говорят, что это самый удобный для работы региональный закон из всех аналогичных. Сейчас началась работа над законом «О музеях и музейной деятельности». Его первое представление на правительстве Москвы запланировано на 1 декабря. Но надо сказать, что и кроме законодательной деятельности дел у комиссии хватает.

В фильме показано, что Савва не просто меценат, но искренне увлечённый своими подопечными и их искусством человек.

– Да, повторюсь, с Морозовым их и сравнивать трудно. Морозов финансировал даже большевистскую партию. Мамонтов ничего подобного не делал. И хотя он действительно имел большую склонность к искусствам, был весьма успешен и в бизнесе. Мамонтов как раз такой человек, который талантлив во всём. Другое дело, что в дореволюционной России успех подобных людей, если они не принадлежали к дворянскому сословию, был очень зыбок. Когда видели, что выходец из купцов, крестьян, разночинцев успешен, честен, но и достаточно прост и где-то наивен, его норовили поймать на этой простоте и уничтожить как опасного конкурента. Достаточно вспомнить травлю Ломоносова. С неё, пожалуй, всё и началось. То же произошло и с Саввой Мамонтовым.

Статья опубликована :
№39-40 (6244) (2009-09-30)
http://www.lgz.ru/article/10323/

 

Наше московское кино

«Мы все перед армией немножко в долгу»

СЕРИАЛ

Юлий МАЛАКЯНЦ, продюсер

Завершена работа над восьмисерийной лентой «На всех широтах», посвящённой ратной службе и личной жизни моряков-подводников. Продюсер фильма – Юлий Малакянц, режиссёр-постановщик картины – Виталий Лукин, оператор-постановщик – Борис Бондаренко, в ролях Александр Василевский, Анна Горшкова, Агриппина Стеклова, Владимир Вишневский и др.

Было время, когда люди в военной форме вызывали у всех трепет и уважение, а у КПП военных училищ толпились девушки, желающие познакомиться с бравыми курсантами. Вспоминая эти времена, Юлий Малакянц, Павел Иванов, Дмитрий Резаев и Яна Романенко создали историю любви выпускницы консерватории и лейтенанта военно-морского училища. Она – на гастролях, он – на подлодке, им уготованы различные испытания: разлука, соблазны, провокации, но взаимное уважение и преданность друг другу прочно связывают героев и держат на плаву в бурном житейском море. Эта история любви стала основой для восьмисерийного телефильма «На всех широтах».

– Уверен, в обществе существует очевидная потребность в фильмах о военных, – говорит продюсер и соавтор сценария Юлий Малакянц. – Почему мы делаем уже третий фильм на военную тему? Прежде всего, потому, что мы все перед армией немножко в долгу. Мы часто ругаем военных, но, для того чтобы что-то менялось, развивалось, нужны положительные примеры. Не скажу, что мы идеализируем, уходим от правды жизни, нет, мы стараемся показать, как должно быть, какими должны быть люди в армии, их взаимоотношения, их отношение к службе и долгу. Очень вовремя был объявлен тендер правительства Москвы на военно-патриотический фильм, так как поддержка производства таких картин на высшем уровне только подчёркивает важность и необходимость работы в данном направлении.

Несмотря на то что фильм о военных моряках, важную роль в нём играет лирическая линия.

Съёмки фильма заняли всего три месяца (при том, что подготовительный период длился четыре) и проходили в Севастополе, Ялте, Санкт-Петербурге и Полярном. Широта географии фильма объясняет его название, взятое из одноимённой песни композитора картины Кима Брейтбурга и поэта Евгения Муравьёва. По сценарию встреча главных героев происходит в Петербурге, после чего они расстаются на семь лет. За это время выпускница консерватории (актриса Анна Горшкова) становится известной певицей и приезжает с гастролями в Полярный, где служит её знакомый лейтенант, ставший уже капитаном третьего ранга (Александр Василевский), на дизельной подлодке типа «Варшавянка» – Б(«Буки»)-4. (Автору этого текста удалось найти сведения о том, что субмарина с таким названием существовала в реальной жизни и в составе лодок четвёртой эскадры Северного флота 69-й бригады совершала подводный поход на Кубу в конце 50-х годов XX века, незадолго до Карибского кризиса. Поход эскадры в целом был признан неудачным – три лодки были вынуждены всплыть, а вот «Б-4» под руководством комбрига В.А. Агафонова так и не была обнаружена. – Ред.)

Первый съёмочный день прошёл в Полярном – небольшом северном городке, где и поныне дислоцируются наши подводные лодки, 21 августа 2008 года. А уже через несколько дней землю в Полярном припорошил ранний первый снег, Баренцево море гнало промозглый ветер, сильно штормило – съёмки не раз приходилось переносить.

– Снимали эпизод – корабль заходит в порт, – рассказывает Малакянц. – А тут такой шторм, что пришвартоваться не можем. Находим место поспокойнее и понимаем, что катер с обедом добраться до нас не сможет – он остался в другом районе пограничной территории! Тогда большой военно-морской командир, который был с нами на корабле, говорит: «Не беда! Сами рыбы наловим, и будет нам обед – закачаешься». Моряки наловили рыбы и приготовили отличную уху. Так мы на простом примере убедились, что наши моряки найдут выход из любого положения.

Поскольку лодки типа «Варшавянка» небольшого размера в сравнении с современными исполинскими подводными ракетоносцами, внутри снять удалось лишь несколько кадров – не то что со сложным оборудованием, с обычной камерой едва протиснешься. Тогда в Ялте на киностудии были построены все необходимые декорации – интерьер трёх отсеков субмарины: командирского, жилого и торпедного. Каждый отсек – около 9,5 метра в длину, 5,5 м – в ширину и около 3 метров в высоту. Качество декораций высоко оценили даже строгие военные консультанты, которых подключили к участию ещё в момент написания сценария. Они подсказывали, какие команды могут звучать на подлодке, консультировали при подборе костюмов, по знакам отличия. Среди консультантов – вице-адмирал Олег Бурцев и вице-адмирал Фёдор Смуглин.

Создатели фильма считают, что в кино есть место для гипербол, как и в литературе. В одном из эпизодов наш моряк спасает американца, выпавшего из шлюпки за борт. Насколько это правдоподобно – никто в группе не знает, эпизод – выдумка сценаристов. Но с помощью этой гиперболы говорится о высшем человеческом долге, перед которым отступают предрассудки и страх.

– Американцы в нашем фильме не гротесковые, они живые, реальные, они даже говорят по-русски, – смеётся Юлий Малакянц. – Да я и сам играю эпизодическую роль американца. У нас не было цели показать прописных злодеев и героев, мы показываем обычных людей, но отстаивающих определённые жизненные идеалы и нормы. Задача картины – показать, что в армии, на флоте есть достойные, в высшей степени порядочные люди. Мы не хотим показывать «суровую реальность», где всё плохо, оборудование разваливается, командиры – мерзавцы. Об этом уже предостаточно написано и снято. Мы хотим показать наш флот с лучшей стороны. Кто-то, допускаю, скажет, что так не бывает в жизни. Ну и пусть! Пусть в кино будет чуть выше и достойнее, чем в жизни, тогда и реальность подтянется к киноидеалу.

Статья опубликована :
№37 (6241) (2009-09-16)

http://www.lgz.ru/article/10162/

 

Наше московское кино

Герой с повязкой на глазу

ЭКРАНИЗАЦИЯ

Актриса Наталья ВДОВИНА о своей работе в сериале Юсупа Разыкова «Пират и пиратка»

Раскрывая секрет, хочу сразу сказать, что в фильме не будет морских баталий или погонь под флагом «Весёлого Роджера». Это фильм про «пиратские» годы в истории нашей страны – про начало 90-х. Восьмисерийный телефильм, в котором я снялась в главной роли, – экранизация одноимённой книги Валентина Черных. Но картина не стала калькой с неё.

Главный герой (С. Шакуров) – бывший сотрудник КГБ, советский разведчик – собирается писать книгу о своей службе, в рамках которой занимался добычей информации о разработках атомной бомбы. Для написания книги ему нужна помощь редактора, и он останавливает свой выбор на молодой журналистке, которая внешне похожа на его жену, погибшую 20 лет назад. Эта журналистка, которую я играю, – представитель обновлённой страны, нового времени, и она не совсем понимает, зачем, ради чего делалось всё то, о чём рассказывает ей кагэбэшник, ради чего шли на такие риски. Она с иронией воспринимает его мышление, его идеалы. Но со временем ирония перерастает в понимание, уважение и… чувство.

Участие в этом проекте для меня с самого начала стало неким счастливым обстоятельством. Несмотря на то что пробы на картину длились полгода, меня эта участь обошла стороной, хотя я очень люблю пробы. Ведь только на них можно понять, насколько режиссёрское представление о тебе соответствует твоему собственному. В данном случае режиссёр картины – Юсуп Разыков – видел в роли журналистки именно меня.

В сценарии есть и сложная драматургия, и развитие характеров – всё то, что делает работу на площадке поистине увлекательной и желанной. А грамотное и мудрое руководство режиссёра позволяло полностью отдаться творческому процессу и создавать глубокий насыщенный образ, не отвлекаясь на мелочи. Юсуп ставит конкретные и чёткие задачи, интересно развивает и раскрывает роль. Нам на площадке не приходилось ломать голову над тем, как подать тот или иной эпизод, как сыграть и что изобразить. Драматургия была настолько грамотно прописана, что нам не требовалось ничего изобретать – нужно было только играть. Здорово, когда режиссёр знает, чего он хочет от актёра.

В этом фильме я играю женщину на 10 лет моложе себя, женщину, которая развивается, меняется, расцветает, общаясь с умудрённым опытом мужчиной, которая многое находит и немало теряет в своей жизни. Особое удовольствие доставила работа с Сергеем Каюмовичем Шакуровым – это была редкая возможность наблюдать, как работает первоклассный профессионал. Никогда не опаздывает, всё делает чётко, спокойно. Надо сделать 12 дублей? Сделаем!

Наверняка многие зададутся вопросом: при чём здесь всё-таки пираты? Всё довольно просто: немножко хулиганское название объясняется поведением главного героя. На встречу с журналисткой он приходит с... пиратской повязкой на глазу. А поскольку по ходу картины журналистка становится возлюбленной главного героя, то он называет её своей пираткой.

Фильм выйдет на экраны в феврале 2010 года, о чём «Наше московское кино» обещает не забыть сообщить своим читателям.

Статья опубликована :
№37 (6241) (2009-09-16)
http://www.lgz.ru/article/10163/