Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

* Елена Малинина "Новогодние желания сбываются всегда!.. Когда их загадываешь осознанно"

Руководитель «Театра осознанной реальности» Елена Малинина о том, как загадывать новогодние желание, чтобы они сбывались и зачем разыгрывать свои мечты на сцене.

Предпраздничное настроение, предвкушение чуда и вера в исполнение желаний накануне Нового года и детей и взрослых делает фантазерами и мечтателями. Поэтому, пока дети пишут письма Деду Морозу и выводят на запотевшем стекле списки желаний, взрослые – иногда - составляют списки целей на грядущий год, репетируют записывание мечт на салфетке за 1 минуту, новогоднюю медитацию, аффирмацию или… просто верят, что с боем курантов всё немного изменится, станет лучше или хотя бы не ухудшится.

Однако, есть те, кто подходит к, казалось бы, детской традиции и игре в загадывание желаний, с полной серьезностью и ответственностью. Практик психодрамы, руководитель «Театра осознанной реальности» Елена Малинина уверяет, что любые мечты и желания осуществимы, а под Новый год – тем более! Если загадывать их осознанно, а ещё лучше – проиграть на сцене!


Поиграй со мной – как решать проблемы через сценическое проигрывание



- Лена, я узнала о тебе и твоём «Театре осознанной реальности» на творческом вечере твоего сына Игоря, который летом женился, поздравляю! Расскажи о своём психодраматическом театре – это некое направление в психологии, арт-терапии?

- Спасибо за поздравление и за вопрос – «Театр осознанной реальности» - мой личный проект, который создан на основе моих исследований в психологии, творчестве и не только. Театр – в некотором роде площадка для людей, желающих разобраться с тем, что происходит в их жизни через игру, театр.

Всё же у многих бывают предрассудки о походе к психотерапевту, не всем они подходят. На импровизированной сцене нашего Театра можно в игровой и динамичной форме проиграть любую жизненную ситуацию, а главное - поставить сюжет своей внутренней пьесы, того, что творится во внутреннем мире человека. И это сразу даёт ощутимый результат.

- Выпустить своих внутренних демонов на сцену?

- Или свою «Страну чудес», которую населяют различные герои. Увидеть их, осознать и сопоставить с ними те социальные роли, которые мы играем в жизни, - позволяет «Театр осознанной реальности». В основе «Театра осознанной реальности» психотерапевтические методы решения внутреннего конфликта человека, когда его внутренний мир конфликтует с внешним, когда он чувствует неудовлетворенность жизнью, апатию, уныние. Психодрама, арт-терапия в «Театре осознанной реальности» помогает это исправить.

- А как давно ты занимаешься арт-терапией и психодрамой, что это за направления, насколько они известны в России?

- Профессионально арт-терапией (исцелением через творчество) я занимаюсь с 2007 года, тогда же я начала использовать элементы психодрамы (драматическую импровизацию на сцене). Эти два направления пришли к нам почти одновременно, в конце 80-ых – начале 90-ых годов, из США, где уже в середине 20 века активно применялись в психотерапии. Популярность этих методов растёт и за рубежом, и в России. Тем, кто интересуется практической психологией, конечно, эти методы известны. Но мне часто приходится объяснять своим клиентам и ученикам, что это такое и как оно работает.

- Я знаю, ты окончила МИФИ, была полноценным физиком, который в какой-то момент впал в лирику и занялся психологией - почему?

- В психологию я пришла благодаря как раз и физику и лирику, живущим во мне. Лирика в себе я открыла ещё в детстве, когда сочиняла стихи и занималась музыкой, а физиком стала в 1992 году, с окончанием МИФИ, где изучила законы внешнего мира, научилась мыслить как учёный. Тогда же мне стало интересно исследовать, как между собой взаимодействуют внутренний мир человека и окружающая действительность. Я посещала психологические и эзотерические семинары, которые мощной волной ворвались в жизнь любознательных людей в 90-ые, а в 2009 году закончила обучение в Университете «Новое сознание», получила психологическое образование, после чего задумалась о своём Театре.

- И с чего начала исследования?

- Как и многие жаждущие расширить свои горизонты люди в постперестроечный период, я начала эти исследования с себя. В этом мне помогла не только психология, но и эзотерическое учение, энергетические и духовные практики. Глубоко изучая астрологию, например, я старалась увидеть, когда на человека воздействует заложенная при его рождении программа (судьба), а когда включается его свобода воли. Но главный мотив заняться психологией, видимо, – это вера в то, что человек, изменяя свой внутренний мир, способен менять окружающий. Поэтому мне было интересно узнать, как прийти к этим внутренним изменениям.

- Есть убеждение, что в психологию приходят через некие тернии, либо в себе, либо внешних обстоятельствах…

- У меня не так, я в какой-то момент начала видеть своих внутренних героев, которые обнаруживали себя в моих стихах, в мечтах и фантазиях. Как Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, я стала путешествовать по своей внутренней реальности, и занятия творчеством, арт-терапия и психодрама очень этому способствовали. Я даже написала книгу о своей Стране чудес «Признание короля-звездочёта», которая вышла в свет в 2013 году. В этом романе я в художественном виде изложила методику работы над собой через образы. Сейчас я эту методику использую в своём «Театре».

- А как ты практикуешь? Как долго исследуешь методику театрализованной терапии внутренних состояний?

- Практикую я с конца 90-ых, почти сразу, как начинала свои исследования, потому что без практики теория – пустой звук. Пробуя что-то на себе и получая результат, я уже предлагала это людям. Например, сочинить о себе сказку или написать стихи в состоянии сильных переживаний. Творческое самовыражение позволяет человеку выразить свои чувства, осознать, что происходит внутри, сопоставить с тем, что происходит снаружи.

- То есть – взгрустнулось – сочини стишок или сказку об этом – и всё пройдёт?

- Не совсем, нужен цензор! Психолог обязан отследить и скорректировать творческую работу клиента, чтобы его сказка была написана по особой схеме и человека не унесло в иллюзии и фантазии о себе. Этому, кстати, способствуют телесные практики, которые я начала использовать с 2005 года, когда в достаточной степени изучила их сама.

- Лена, есть убеждение, что все беды и радости у людей – из головы. Вылечи голову, мысли, мышление - и всё нормализуется. Ты говоришь о необходимости работать с телом, так сказать, вторичной системой, которая демонстрирует уже последствия неправильных мыслей – не вернее ли лечить именно источник бед, голову?

- В человеке всё взаимосвязано: тело, чувства, мысли. Мысли появляются на возникшие у нас чувства, и наоборот. Тело отлично показывает свою реакцию на мысли и чувства. К примеру, подумав о своём недруге, можно машинально сжать кулаки. Таким же образом чувства и мысли могут включиться на положение тела: приняв позу мыслителя, например, мы предадимся философским рассуждениям и такому же внутреннему состоянию. Попробуйте! На сцене в импровизированном проигрывании это очень хорошо видно, и с этим очень интересно работать.

- Какие преображения, изменения ситуаций или людей после подобных практик возможны? Какие ситуации могут быть исправлены таким методом?

- Преображения происходят прямо на сцене. Это удивительно! Осознанно проигрывая какую-либо роль, человек может прямо со сцены обратиться в зал: «Неужели я так говорю и действую? Это никуда не годится! Я понял, в чём причина моих неудач!» Меняется роль: был злобным мстителем – стал покорным слугой; была коварной соблазнительницей – стала заботливой женой. Примеров очень много. Я даже стала записывать их в виде коротких рассказов, которые публикую на http://www.proza.ru/avtor/neata и в блоге своего сайта http://elenamalinina.ru, чтобы заинтересованные этим методом люди смогли получить большее представление о том, чем мы занимаемся.

- Что может изменить в жизни человека одно представление «Театра осознанной реальности»?

- Одно проигрывание своей жизненной ситуации может изменить многое: человек меняет место работы на более подходящее, так как приходит осознание того, где его место; другой, наконец, осмеливается сказать важные слова своему партнёру, так как «отрепетировал» этот разговор на сцене Театра и страх преодолён; третий - просто поделился тем, что накопилось в его душе, и ощутил себя счастливейшим человеком на свете. По-разному, и всегда чудесно!

 
Новогодние желания без права несбычи: истинное непременно сбудется


- А что нового у Театра сейчас? Дает ли представления?

- Театр регулярно даёт представления и обновляет программу с каждым выступлением, потому что труппу Театра составляют участники психодраматических тренингов, они же определяют репертуар Театра. Ведь люди приходят с определёнными запросами.

- С какими, например? Есть ли некий рейтинг основных проблем?

- Недавно мною была разработана программа тренинга по поиску предназначения, эта тема оказалась очень востребована. А в преддверии Нового года, 20 декабря, мы проведём психодраматический тренинг по формированию и исполнению новогоднего желания, которое будем проигрывать на сцене.

- Мероприятие намечено на день зимнего солнцестояния – зачем такая… сакральность что ли?

- Как человек, сопоставляющий законы внешнего мира с внутренним, я уделяю внимание природному календарю. В 20-ых числах декабря день по сравнению с ночью начнёт расти, наступит новый годичный цикл. Если в этот период сформировать своё желание и начать двигаться в сторону его реализации, это сыграет на большую вероятность его реализации. «То, что вверху, подобно тому, что внизу». Гармония с природными явлениями – очень мощная вещь, это проверено.

- Почему ты в этом уверена? Почему считаешь, что желания и мечты людей, пришедших на тренинг по осознанному загадыванию новогодних желаний, сбудутся?

- Прежде всего, на тренинге можно будет выявить своё истинное желание. В наших головах много лишнего, и желаем мы в основном то, что по сути нам и не надо: где-то позавидовали другим, где-то прислушались к чужому мнению, где-то нафантазировали. Если желание истинное, оно непременно сбудется. Человек обязательно будет стремиться к желаемому и сделает всё, чтобы оно осуществилось. И даже для ответа на вопрос «Как и что сделать?» наш Театр будет в помощь. Можно будет проиграть варианты будущих событий, побыть в роли того, у кого уже исполнилось это желание, снять страх неизвестности, попробовать сделать необходимы шаги в сторону реализации задуманного. На сцене нашего Театра возможно всё! Потому что, направляя внимание в сторону своего желания, мы даём ему необходимую энергию для реализации.

- Есть ли гарантия, что желания сбудутся? А если нет – можно ли обратиться с претензией?

- Есть гарантия того, что каждый участник тренинга осознанных желаний сделает хотя бы маленький шаг к их исполнению. С претензией обратиться можно, и тогда я готова поработать с человеком индивидуально, разобраться в проблеме глубже, потому что мне тоже это интересно, более того – это меня увлекает.

- Лена, если труппу театра составляют участники представления-тренинга, как быть с теми, кто не очень видит себя в роли актера, не хочет выходить на сцену и разыгрывать свои мечты или проблемы, чтобы избавиться от них?

- В нашем Театре зритель тоже является полноценным участником сценического действа. Основатель психодрамы Якоб Морено ввёл в процесс групповой терапии понятие «теле», что означает «вчувствование друг в друга». Участнику такого процесса не обязательно выходить на сцену в качестве главного героя или участвовать в дополнительных ролях: наблюдая за происходящим со стороны, он так или иначе будет иметь возможность осознанно проживать важные для себя внутренние процессы.

 

Больше инструментов – сильнее энергия


- Лена, помимо Театра, в твоём арсенале астрология, йога и какие-то еще практики – зачем столько всего?

- Да, я преподаю йогу и цигун. Тело – это храм души, и я за гармонию между душой и телом. Занялась этими практиками в начале 2000-ых, и сейчас мне уже 46 лет, но меня всё ещё принимают за сестру своего взрослого женатого сына, и работоспособности, как говорят, хватает на двоих. В «Театре осознанной реальности» я тоже использую эти энергетические практики, и обучаю участников моих тренингов накапливать и использовать дополнительную энергию для реализации задуманного.

- А как астрология вписывается в методику «Театра осознанной реальности»?

- Никак не вписывается. Но я всегда имею в запасе этот инструмент: по гороскопу рождения человека можно увидеть то, что он проигрывает на сцене, только уже в символах, значках и цифрах. Занимаясь астрологией уже 15 лет, я до сих пор не знаю, как это работает, но это работает! И если кому-то из пришедших в Театр интересен его гороскоп, я всегда включаю этот элемент в нашу общую работу.

- Осознанность и вера в астрологию, звёзды, которые предрекают судьбы – не кажется ли это несколько противоречивым?

- Противоречий не вижу, прежде всего, потому что их нет внутри меня. Я учёный, исследователь, изучаю интересующие меня инструменты, применяю их и смотрю, как это работает, чем это может быть полезно мне и другим. И я это делаю осознанно.

- А что дают твои астрологические прогнозы: ты зришь будущее и отвечаешь на вопросы типа «Выиграю ли я миллион, если куплю завтра лотерейный билет»? С какими вопросами к тебе можно обратиться как к астрологу?

- Я не берусь за то, что выше моих способностей. Предсказывать судьбу – это удел пророков, не мой. Зная, как работает астрология в моих руках, я использую её только для символического описания внутреннего мира человека и определения знаменательных периодов его жизни. А покупка лотерейного билета, миллионы и прочее – зона ответственности другого человека. Я в ней бессильна ровно настолько, насколько всесилен сам человек.

Училась играть в реальность и загадывать осознанные желания Ирма Каплан